Воспитание




Программа развития школы на 2016-2020 годы - Страница 6 PDF Печать E-mail

РАЗДЕЛ IV. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

 

Концептуальное обоснование программы

Концепция развития школы разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, Концепцией модернизации российского образования, в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование», Национальной образовательной инициативой Президента РФ «Наша новая школа», с Уставом школы и следующими нормативными документами:

Конституция РФ от 12.12.1993 г.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

• Конвенция о правах ребенка.

• Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

• Указ Президента РФ от24.12.2014 № 808 «Основы государственной культурной политики».

• Федеральная целевая программа развития образования 2016-2020г.г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р).

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Президента РФ от 15 мая 2013 года №792-р).

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

• Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

• Концепция развития математического образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р).

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

В статье 29 (1) Конвенции о правах ребенка сказано: образование должно быть направлено на:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам и основным свободам человека;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, национальным ценностям страны;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе – в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, а также различных этнических и религиозных групп;
  • воспитание уважения к окружающей среде.

 

Вместе с тем в современном обществе в усиливающейся пропаганде личного успеха, расчета на свои силы, слабеет традиционное для России добротворчество, бескорыстная помощь слабым. Поэтому задача школы – воспитать в ребенке отношение к окружающим  людям как к высшей ценности на земле. Сегодня школа должна стать не только местом, где постигаются разнообразные науки, но и школой практического гуманизма.

Концептуальные подходы  к вопросам  качества образования

Определяются базовыми процессами:

  • учиться знать – что предполагает развитие умений обучающихся наращивать свои знания  и навыки;
  • учиться делать – означающий акцент на практическом применении полученных знаний;
  • учиться жить вместе – касающийся важнейших навыков, необходимых для жизни в обществе, где нет дискриминации, насилия и все располагают равными возможностями для саморазвития и развития своих семей;
  • учиться быть – означает акцент на тех навыках, которые необходимы человеку для всестороннего развития своего потенциала.

 

Характеристики, определяющие высокое качество образования:

  • обучающиеся – здоровые и мотивированные;
  • образовательные процессы – характеризуются использованием активных методов образовательной деятельности компетентными учителями;
  • содержание образования – предполагает актуальную для обучающихся учебную программу;
  • образовательная система – характеризуется эффективным управлением и распределением средств, выделяемых на нужды образования.

 

Концепция Программы:

  • предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;
  • исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, -  в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих школьников.

 

При реализации Программы планируются изменения в следующих направлениях:

  • Переход на новые образовательные стандарты.
  • Развитие системы поддержки талантливых детей.
  • Создание разнообразных условий для развития личностного потенциала ученика, поддержание в школе творческой среды.
  • Сохранение и укрепление здоровья школьников.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
  • Развитие системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом
  • Развитие школьной инфраструктуры.
  • Обеспечение безопасных и комфортных условий образовательного процесса.

 

Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты, как:

  • российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
  • современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу для решения новых задач, стоящих перед обществом.

 

Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур.

Ключевой фигурой современной школы является учитель. Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. При этом необходимо работать над укреплением и модернизацией элементов учебно-материальной базы для обеспечения информатизации и открытости учебного процесса.

Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.

Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Материальная составляющая инфраструктуры школы направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.

Модель выпускника уровня основного общего образования:

 

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Поэтому для создания модели современной школы необходим переход к образовательной модели, где ведущим фактором является межчеловеческое взаимодействие.

Ориентируясь на представления о выпускнике школы, необходимо достичь такого качества образовательного процесса при котором:

  • формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  • развиваются способности, и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  • в сознании школьников происходит соединении разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья.

Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно использовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Реализация ключевых компетенций позволит выпускнику школы успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение нового результата - формирования ключевых компетентностей - является приоритетной задачей педагогического коллектива школы.

В современных условиях наиболее востребованной является личность инициативная, способная творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющая выбирать профессиональный путь, готовая обучаться в течение всей жизни. Личность, которая обладает ценностными ориентациями, интеллектуальными и социальными умениями:

Ценностные ориентации:

  • активная гражданская позиция;
  • ценностное отношение к Родине, ее культурно-историческому прошлому;
  • уважение человеческого достоинства;
  • толерантное отношение к окружающим;
  • здоровый образ жизни;
  • нравственные принципы.

Социальные умения:

  • устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
  • быть предприимчивым и инициативным;
  • уметь вносить коррективы в свое собственное поведение;
  • обладать мобильностью и умением адаптироваться;
  • быть способным к самостоятельному принятию решений;
  • отстаивать свои собственные интересы и интересы своих близких людей;
  • прилагать усилия к самореализации в своей будущей профессиональной деятельности.
  • широкий кругозор;
  • критическое мышление;
  • целостное представление об окружающем мире;
  • разносторонние интересы;
  • ассоциативность мышления;
  • способность к самообразованию;
  • креативность;
  • умение работать с информацией, делать объективные, взвешенные выводы.

Интеллектуальные умения:

 

Модель выпускника уровня основного общего образования:

Модель выпускника является ориентиром для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности различных звеньев и структур школы, развертывания контрольно-оценочных и мониторинговых процедур.

Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:

  • освоить на уровне требований государственной программы учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
  • овладеть средствами коммуникации;
  • достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточной для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности;
  • знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;
  • уважать свое и чужое достоинство;
  • уважать собственный труд и труд других людей;
  • овладеть системой общеучебных умений.

.

Модель выпускника уровня начального общего образования:

У выпускника начальной школы будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 



 

Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы оставлять комментарии

admin@92-school.ru