Программа деятельности ДМО "София" |
![]() |
![]() |
![]() |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СОФИЯ» МБОУ "ШКОЛА № 92" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда и от учителя и от руководителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется жизнь, наука, школа и дети, как меняемся мы с вами. Детские годы – это определение жизненной судьбы человека. Так уже повелось, что мальчишки и девчонки начала 21 века оказались в гуще социальных и экономических проблем, в которых даже взрослому легко затеряться, а ребенок оказался почти «затоптанным». Сегодня ученики в большинстве своем находятся в состояние стресса, причины которого конфликты с родителями, учителями, жестокость со стороны сверстников, непонимающих друзей. Родители ребенка либо зарабатывают деньги, либо утопают в бессилии от происходящего, и им нет дела до детских проблем. Поэтому дети и подростки сознательно или неосознанно включаются в деятельность противозаконных объединений, где идет острая, напряженная борьба за каждого ребенка, его мировоззрения, нравственные ценности. Чтобы направить энергию ребят в нужное русло, в школах создаются общественные объединения на добровольных началах, как, например в МОУ СОШ №92 г. Ростова- на- Дону. Название нашей школьной республики - «София». Республика названа в честь древнегреческой богини мудрости, Софии. Данное название отражает нашу основную идею, что мудро можно относиться не только к знаниям, но и к поступкам, к делам. Наш девиз; «Мудрость добру», лег в название этой модели. Цель, для решения которой была создана данная система, воспитание гармонически развитой здоровой личности, занимающей активную гражданскую позицию, способной к саморазвитию. Эта личность должна обладать следующими качествами: - высокий уровень образования и воспитания, достаточный для адекватной современной самореализации; - высокий уровень развития гражданских качеств, среди которых патриотизм, способность к самостоятельному выбору, самостоятельному принятию решений, способности взять на себя ответственность; - высокие нравственные качества, способность к состраданию, сопереживанию, милосердию; - ориентация на здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек. Доминирующим условием формирования личности является среда, поэтому главной задачей своей деятельности мы определили создание в школе благоприятной развивающей культурообразной среды, способствующей развитию и личностному росту каждого ребенка. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Цель программы: Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой. Задачи:
Базовые подходы Гуманистический подход Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности старшего вожатого гуманистический подход отражается в следующих правилах:
Деятельностный подход «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Учащиеся школы не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность. Самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Здесь задачей старшего вожатого – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах. Вначале основное внимание старшего вожатого уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся в процессе учеб лидеров, массовых мероприятий, акций, совместных дел. Затем выделяются в классах группы по интересам. (На этом этапе неоценимую помощь оказывает классный руководитель). В каждом классе выбираются командиры групп, формируется актив группы (сектора). Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение. Цель работы старшего вожатого на этом этапе - добиться, чтобы учителя не брали на себя функции учащихся. Учитель только присутствует. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты. Отследить этот этап старший вожатый может посещая классные часы. Затем учащиеся разных классов объединяются в министерства (рабочие группы) по интересам. Руководят министерствами учащиеся из совета учащихся – школьный парламент. Парламент – это выборный орган, в него входят учащиеся старших классов (8-11), которые избираются на общей конференции учащихся. Парламент организует деятельность школьного коллектива по различным направлениям (министерство образования, министерство культуры, министерство спорта и оборонно-массовой работы, министерство печати и информации, министерство по защите экологической среды и здравоохранения, временный совет дела). Парламент обеспечивает связь между министерствами, активами кружков, секций, педсоветом и Советом школы. Обучение учащихся науке управления, развитие у них лидерских, коммуникативно-организаторских навыков осуществляется в рамках «Школы молодого лидера», которой руководит старший вожатый (см. Приложение 1) СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 этап – организационный:
2 этап – реализация и развитие системы ученического самоуправления:
3 этап – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией. Реализация программы рассчитана на 7 лет. Основные направления деятельности
Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне - проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги – консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому учащемуся принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. ПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК Самоуправление в нашей школе базируется на следующих принципиальных позициях:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.
Первый уровень. (Ученическое самоуправление в классах) КЛАССЫ Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется Совет класса. Все члены Совета по очереди исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности, и, чтобы не было возможности заболеть «звездной» болезнью. Совет класса отвечает: - за дела внутри класса, - за участие в общешкольных делах; - готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще. На общем классном собрании: - планируется работа классного коллектива - подводится итог работы за определенный промежуток времени; - выбираются два представителя класса в парламент.
Второй уровень. (Школьное ученическое самоуправление.) ШКОЛА Главным законодательным органом является Парламет, который собирается 1 раз в месяц. В состав Парламента входит по два представителя от каждого 5 – 10 классов, а также группа наиболее активных одиннадцатиклассников, образующих «Совет одиннадцатиклассников», представитель педагогической общественности. Функциями Парламента является: - совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся школы; - разработка проектов новых законов; - контроль за соблюдением имеющихся законов, традиций; - контроль выполнения принятых решений. - проведение вертикально-горизонтального анализа работы классов; - подготовка анализа и предложений на Совет Образовательного учреждения - анализ работы комиссий. Протоколы заседаний парламента ведет секретарь. На первом в новом учебном году заседании путем самовыдвижения выбирается председатель парламента, руководители министерств, а также формируется исполнительный орган. Исполнительным органом является совет министров, который собирается раз в неделю в течение всего учебного года. В состав совета министров входят также представители детской организации. Функциями совета министров являются: - коллективное выдвижение идей по классам; - коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей; - коллективное планирование и прогнозирование результатов; - выбор совета дела, распределение поручений; - подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей; - проведение дела; - коллективный анализ и оценка; - коллективное определение перспектив. Особой структурой, тесно взаимодействующей с парламентом является «Совет одиннадцатиклассников», члены которого являются генераторами идей, но в силу своего статуса выпускника не имеют возможности активно работать в структурах самоуправления. Высшим органом является общешкольная конференция – общее собрание учащихся, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива: - утверждает устав и вносит в него изменения; - принимает программу деятельности на год; - формирует Парламент. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатым, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав Совета школы и представителями попечительского совета. Высший уровень: образовательное учреждение. Общее руководство Учреждением осуществляет выборный орган, Совет школы, состоящий из 15 человек. Из них 5 членов от педагогического коллектива, 5 члена от родительских комитетов,5 членов от учащихся 9-11 классов. Председателем Совета может быть любой из 15 членов Совета. Совет школы избирается конференцией сроком на два года. Конференция заслушивает отчет Совета Учреждения и его Председателя. Полномочия Совета школы: - утверждает концепцию развития Учреждения, разработанные долгосрочные образовательные программы; - утверждает локальные акты Учреждения; - утверждает правила для учащихся; - утверждает положения о структурных подразделениях; - принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни школы, не отнесенным к компетенции директора. Заседание Совета Учреждения созывается не реже одного раза за полугодие. Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета школы. Решения Совета школы являются обязательными для всех членов трудового коллектива. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, и назначенный Учредителем. Третий уровень. Общешкольное самоуправление. Высшим органом является общешкольная конференция – общее собрание учащихся, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива: - утверждает устав и вносит в него изменения; - принимает программу деятельности на год; - формирует Парламент. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатым, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав Совета школы и представителями попечительского совета. Высший уровень: образовательное учреждение. Общее руководство Учреждением осуществляет выборный орган, Совет школы, состоящий из 15 человек. Из них 5 членов от педагогического коллектива, 5 члена от родительских комитетов,5 членов от учащихся 9-11 классов. Председателем Совета может быть любой из 15 членов Совета. Совет школы избирается конференцией сроком на два года. Конференция заслушивает отчет Совета Учреждения и его Председателя. Полномочия Совета школы: - утверждает концепцию развития Учреждения, разработанные долгосрочные образовательные программы; - утверждает локальные акты Учреждения; - утверждает правила для учащихся; - утверждает положения о структурных подразделениях; - принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни школы, не отнесенным к компетенции директора. Заседание Совета Учреждения созывается не реже одного раза за полугодие. Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета школы. Решения Совета школы являются обязательными для всех членов трудового коллектива. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, и назначенный Учредителем. Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнен Нормативно - правовой блок. Правовые аспекты школьного самоуправления , работы детского объединения. Наличие документов, регламентирующих деятельность органов ученического самоуправления, детского объединения обеспечивают соблюдение прав и обязанностей каждой из сторон в различных ситуациях, сопутствующих внедрению новаций, утверждению прогрессивных идей и мнений, реализации демократических основ взаимодействия с учетом половозрастных, индивидуальных особенностей детей, с учетом особенностей школы. Из Федерального закона «Об образовании» Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. 2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления ОУ являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы... Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников. 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право ... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственного мнения и убеждений. Из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Статья 9 Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. 2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация ОУ не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организациях... Из Типового положения об общественном учреждении. 4. Деятельность образовательного учреждения основывается на принципах демократии... 71. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями. Конвенция о правах ребенка и нравственно-правовая защищенность школьников. Проблема прав ребенка, забота о его жизни. Развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г) и ряда других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению. В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики. В целях проведения в жизнь положений, изложенных в этих документах, президент Российской федерации издал соответствующие Указы, а Правительство Российской федерации приняло ряд постановлений. В соответствии с ними были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны прав детства, принята Федеральная программа «Дети России», разработан Национальный план действий в интересах детей России. Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности.
В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят: 1) Всеобщая декларация прав человека 2) Конвенция о правах ребенка 3) Конституция Российской Федерации 4) Закон РФ «Об образовании» 5) Устав образовательного учреждения. 6) Положение об «Общем собрании участников образовательного процесса». 7) Положение о школьном самоуправлении 8) Устав детской самоуправляемой республики
Содержательный блок. Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении. Самоуправление – не цель, а средства воспитания. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:
- Возрождение народных традиций и обрядов через различные формы работы. - Любить Родину – значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми. Что можно и нужно для этого сделать? - описать жизнь своей семьи. - изучать историю города, области, страны. - изучать историю своей родины, стремиться познать дух русского народа, его лучшие черты и традиции. - помнить, что самое главное у любого народа – гостеприимство и милосердие к обиженным и оскорбленным. - понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей маленькой Земле. - помогать пожилым людям. - уважительно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны. - если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.
- познавать самого себя; - понимать смысл жизни; - уметь отличать добро от зла;
- познавать окружающий мир; - уметь ориентироваться в потоке современной информации;
Вызвать интерес к изучению природы, участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды. - Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир! - выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное начать. - каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранить и умножить органическое царство красавицы Земли.
Развитие творческих способностей детей и подростков. Поиск новых форм самовыражения личности. - активно участвовать в городских конкурсах и соревнованиях. - участвовать в традиционных общешкольных конкурсах и соревнованиях. - активно участвовать в делах класса. - принимать участие в разработке и проведения конкурса «Ученик года».
- Создание детской пресс-службы в школе. - Создание детской социологической службы Работа по направлениям осуществляется поэтапно, каждый месяц имеет свою проблематику: - сентябрь «Безопасность на дорогах»; - октябрь «Мы выбираем здоровый образ жизни»; - ноябрь «Любимый край донской»; - декабрь «Рождественский перезвон»; - январь-февраль «Есть такая профессия «Родину защищать»; - март «Матерь человеческая» - апрель «Волшебный мир искусства»; - май «И помнит мир спасенный ...» Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «Посвящение первоклассников в пешеходы», «День Учителя», «Осенний бал», смотр военной, патриотической песни, «Новый год пришел к нам снова», «Приходите в гости к нам», «День пожилых людей», «День матери», «День здоровья», «Поклонимся великим тем годам», «Безопасное колесо», КВНы, праздник «Последнего звонка», выпускные вечера. Технологический блок. Решающее значение для успеха в любом виде деятельности имеет выбор методов – совокупности наиболее общих способов осуществления взаимодействия, способов решения поставленных задач. В работе ученического самоуправления в условиях нашей школы и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:
Методы педагогического стимулирования – поощрение и наказание. Стимулирование всего положительного в жизни коллектива и преодоление негативного происходит через общественное мнение, которое привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив. Воспитательные функции общественного мнения находят свое отражение в том, что сам детский коллектив использует все методы педагогического взаимодействия в их многообразных видах и формах. Создавая программу ученического самоуправления старшие вожатые сталкиваются с определенными трудностями. Причиной которых может быть сомнение в нужности данной формы работы с детьми. Поэтому, создавая школьную программу ученического самоуправления у старшего вожатого есть предполагаемый алгоритм доводов, фактов для создания «личной системы» аргументации, чтобы убедить сомневающихся в необходимости организации ученического самоуправления и перейти от дискуссии к практической реализации рассматриваемой модели. Возражение 1 "Думаю, нам это не подходит" Это самое широко распространенное выражение. Это достаточно простой способ спровоцировать на излишнее волнение, когда начинают раздаваться реплики «Ну как же не подходит, ведь во многих школах уже есть самоуправление!». А в ответ: «А нам это не подходит». Аргументы старшего вожатого. Чтобы опровергнуть этот вывод, надо максимально спокойно, следя за своими эмоциями, показать педагогический потенциал ученического самоуправления, убедительно продемонстрировав реальность предложения (это могут быть видеофильмы с описанием фрагментов работы самоуправления в других школах, аналитические схемы, где систематизирован интересный опыт; возможно показать уже имеющаяся программу работы, пояснив ее) Возражение 2 " Мы уже пробовали это раньше" Основной смысл этого выражения - ссылка на прошлый негативный опыт. Аргументы. Попросить рассказать "сторожил" школы о традициях школы, о собственном опыте самоуправления при наличии пионерской и комсомольской организаций. Далее излагаются существенные отличия новой модели, желательно оформить доводы в виде сравнительной таблицы, графически выделив принципиальные отличия. Акцент делается на то, что новая модель отличается от старой или той, что была много лет назад, а так же принципиально изменились социальные условия. Возражение 3 "У нас уже есть детская общественная организация". Это аргумент тех педагогов, кто уже связан с детским и молодежным объединением в школе. У них уже есть конкретное дело, дети достаточно активны. Естественно, что в модели ученического самоуправления где детской организации отводится роль основного, но только партнера, можно увидеть ограничение возможностей уже существующего руководителя. Конкуренция. Аргументы. Следует объяснить, что ученическое самоуправление действует на основе Закона РФ «Об образовании», а детские молодежные общественные организации - на основе Закона «Об общественных объединениях». Поэтому одно дополняет другое. Надо предложить сотрудничество, сделать шаг вперед. Возражение 4. "Мы к этому не готовы". Это перестраховка от возможных неудач и проблем или нежелание что-то менять уже в устоявшемся стиле школы. Аргументы. Привести аргументы, цифры, факты, проценты проведенных социологических исследований среди различных категорий учеников, учителей и родителей. Предложить вариант проекта плана конкретных действий, где указаны преимущества, которые касаются каждого из них. Возражение 5 "Это может расколоть коллектив школьников". Суть этого выражения в страхе. Не приведет ли это к появлению «любимчиков», или еще хуже «дедовщины», когда лидеры будут подавлять других учеников. Аргументы. Надо опираться на анализ уже имеющегося опыта работы ученического самоуправления, объяснить о проведении учебы актива, для более широкого включения в процесс самоуправления максимального числа школьников. Итак. Первые шаги по созданию модели ученического самоуправления сделаны. Испробовав различные формы и виды совместной деятельности с детьми, пришли к выводу, что наиболее эффективными в условиях нашей школы является форма групповой деятельности, организованной на основе технологий, предлагаемых Н. Е. Щурковой, что позволяет одновременно создавать ситуацию успеха, когда воспитанники не боятся высказать свое мнение, отстаивать свои взгляды, когда каждая точка зрения заслуживает внимания и уважения, и вести активное обучение ведению диалога, выработки и принятию решений Критерии оценки эффективности работы школьного ученического самоуправления. А. Педагогическое обеспечение работы ученического самоуправления. 1. Сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления. Выработка единых требований и принципов организации коллективной деятельности детей. Ребенок охотно примет участие в деятельности тех органов самоуправления, которые будут по-настоящему учитывать его интересы, помогать развивать личные способности, что отвечает основным положениям парадигмы личностно-ориентированного образования. Б Уровень активности педагогов и детей. Участие в развитии самоуправления является одним из важных критериев оценки работы педколлектива. Суть деятельности взрослых заключена в педагогическом обеспечении процесса самоорганизации учащихся и собственной деятельности в качестве членов организации детей. В. Отношение педагогического коллектива к решениям, принимаемым органами самоуправления. Все решения органов самоуправления, принятые на основе регламентирующих документов, должны быть обязательными для выполнения как детьми, так и взрослыми, не могут быть отменены в одностороннем порядке.
Управленческий блок. Основу ученического самоуправления составляет взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка. Учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без участия педагога. Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых формах самоутверждения, самоопределения. Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности. При проведении любого общешкольного мероприятия создается Совет дела. Поскольку в общешкольных мероприятиях задействованы все участники образовательного процесса: ученики, родители, учителя, то все они должны быть представлены в Совете дела с равными правами и обязанностями. По окончанию дела, когда итоги проанализированы и подведены, Совет Дела прекращает свое существование. Работа всех видов советов осуществляется при участии представителей педагогического самоуправления на основе педагогического взаимодействия и сотрудничества, суть которого является диалогичность отношений, общения. Педагогическое взаимодействие в работе советов выполняется развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, взрослые помогают детям в их развитии. А с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование взрослых. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ. Результативность данной программы детского самоуправляемого общественного объединения, подтверждает мониторинг развития ученического самоуправления, который показал, что через школьное самоуправление решаются следующие задачи: - развитие сплоченности ученических коллективов - формирование чувства товарищества, - овладение учащимися навыками организаторской работы, - формирование культуры деловых отношений, - развитие навыков публичных выступлений, - самораскрытие и самореализация личности школьника, - умение планировать собственную деятельность, вести учет результатов труда, - формирование готовности участия в различных проектах, - активное участие в жизнедеятельности школы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СТРУКТУРА ОРГАНОВ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССАХ Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе. Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся. Общее классное собрание выбирает командира класса. Командир класса руководит делами класса, организует класс, информирует. Представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. На общем собрании выбирается также актив класса и центры («Учеба и дисциплина», « Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс-центр»). Распределяются общественные поручения между учащимися класса. Перечень общественных поручений.
На заседаниях совета актива решаются следующие вопросы:
Актив класса непосредственно работает под руководством парламента, классного руководителя, родительского комитета. Общее собрание Актив класса
Министерство «Образования» Цели: - обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. - способствует сознательному отношению учащихся к учебной деятельности. - контролирует вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель). От каждого класса в центр входят по одному человеку, проявляющему успешность в образовательном процессе. Работу центра координирует старший вожатый. Функции и дела:
ПОРЯДОК РАБОТЫ Министерство работает в соответствии с планом. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Решения центра доводятся до учащихся. Права:
Министерство «Культуры» Цели:
Функции и дела Центр руководит проведением КТД, организацией общешкольных праздников, вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т.д.; принимает заявки и пожелания от классов, отдельных учащихся о кульпоходах и экскурсиях. Порядок работы Центр работает в соответствии с планом и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Решения центра доводятся до ученических коллективов. Министерство «культуры» имеет право: Ходатайствовать о поощрении учащихся, классов, активно принимающих участие в культурно-массовой работе, или о наказаниях учащихся.
Министерство печати и информации Цели:
В министерство входят по 1-2 представителю от каждого класса. Работу пресс-центра координирует старший вожатый. Пресс-центр организует:
Министерство печати и информации имеет право:
Министерство «Спорта и оборонно-массовой работы» Цели, функции и дела:
В состав министерства входят физорги классов, капитаны сборных команд школы. Министерство работает совместно с учителями физической культуры, ОБЖ; под руководством старшего вожатого. Центр имеет право:
Министерство по защите и охране окружающей среды Цели:
В министерство входят по 1-2 представителю от каждого класса. Работу министерства координирует старший вожатый.
Отслеживание программы. Ученическое самоуправление организует и соревнование классов. Критерии оценки классов отражены в зачетной книжке классов. ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА ____________ КЛАССА
Учебно-тематический план занятий «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЛИДЕРА» Курс состоит из 8 разделов, основная его часть – практическая, включающая в себя тренинги уверенного поведения, бесконфликтного взаимодействия, изучения себя.
ГОДОВОЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ АКТИВА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2. Работа с педагогическим коллективом. Работа с коллективом педагогов является одним из наиболее важных направлений. Роль классного руководителя здесь очень важна т.к. он создает атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу и сотрудничеству.
ПЛАН РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА
|