Главная Образовательная программа ООО-2018-2019

Документы




Основная образовательная программа ООО-2018-2019 - Страница 10 PDF Печать E-mail
Программа коррекционной работы с обучающимися  МБОУ «Школа № 92»

на уровне основного общего образования

Пояснительная записка

На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса. Современные  требования  общества  к  развитию  личности  диктуют  необходимость  более  полно  реализовать   идею   индивидуализации     обучения,   учитывая    состояние   здоровья   обучающихся     и   индивидуально-типологические особенности.

Актуальность данной Программы обусловлена необходимостью обеспечения  доступного качественного  образования для каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, особенностей развития эмоционально-волевой сферы, национальной принадлежности.

В рамках реализации Государственной программы  Российской  Федерации «Доступная среда»  в школе созданы условия по архитектурной доступности и закуплено оборудование для различных категорий  детей с ограниченными возможностями здоровья   (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слабовидящих, слабослышащих детей).  Создание доступной среды для  детей с ограниченными возможностями здоровья  позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны. В школе создана  универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Данная Программа позволяет осуществлять деятельность  по составлению  программ индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Дети-мигранты и дети-беженцы  также имеют  различного рода затруднения в адаптации в новом социокультурном  пространстве, в учебной деятельности.

Программа  коррекционной  работы  позволяет  реализовать  личностно - ориентированный  подход  через   медико-психолого-педагогическое      сопровождение   каждого  ребенка,   способствующее      достижению  обучающимися       планируемых    результатов   основной образовательной программы.

 

Цели Программы:

  • оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); детям-инвалидам, детям-мигрантам, детям-беженцам, детям, имеющим различные нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении
  • осуществление    коррекции    недостатков   психического    развития    и  социальной    адаптации  обучающихся        при   освоении   основных    и  дополнительных       общеобразовательных       программ      основного     общего     образования,  дополнительных образовательных программ. 

Задачи Программы:

  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья при освоении ими образовательных программ;
  • ·
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории  детей  в  соответствии  с  индивидуальными  особенностями  каждого  ребёнка,  структурой  нарушения  развития   и   степенью   его   выраженности   (в   соответствии   с   рекомендациями   психолого-медико- педагогической комиссии);
  • ·
  • осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными  возможностями     здоровья   (в  соответствии    с  рекомендациями     психолого-медико-педагогической  комиссии);
  • ·
  • разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных  и  (или)  групповых  занятий  для  детей  с  выраженным  нарушением  в  физическом  и  (или)  психическом  развитии;
  • ·
  • обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам  социально-педагогической  и  других  направленностей,  получение  дополнительных  образовательных  коррекционных услуг;
  • ·
  • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях  реальной жизненной ситуации;
  • ·
  • расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных  проблем в различных сферах жизнедеятельности;
  • ·
  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в  группе сверстников;
  • ·
  • реализация  комплексной  системы  мероприятий  по  социальной  адаптации  и  профессиональной  ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • ·
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей  по медицинским, правовым и другим вопросам.
  • ·

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Преемственность.
  • ·Принцип  обеспечивает  создание  единого  образовательного  пространства  при  переходе  от   уровня  начального  общего  образования  к  уровню  основного общего, среднего общего  образования,  способствует  достижению  личностных,    метапредметных,     предметных     результатов    освоения    ООП ,    необходимых  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования.
  • Соблюдение интересов ребенка.
  • ·Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной  пользой и в интересах ребенка.
  • Системность.
  • ·Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции  и развития, т.е. системный подход к анализу   особенностей развития и коррекции нарушений  у детей с ограниченными возможностями здоровья, а  также  всесторонний  многоуровневый  подход  специалистов  различного  профиля,  взаимодействие  и  согласованность их действий в решении проблем ребенка.
  • Непрерывность.

Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до  полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

  • Вариативность.
  • ·Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими  различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.  Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
  • Рекомендательный характер оказания помощи.
  • ·Принцип  обеспечивает  соблюдение  гарантированных  законодательством  прав  родителей  (законных  представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми  образования,  образовательные  учреждения,  формы  обучения,  защищать  законные  права  и  интересы  детей,  включая  обязательное  согласование  с  родителями  (законными  представителями)  вопроса  о  направлении     (переводе)   детей    с  ограниченными      возможностями      здоровья    в   специальные  (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
  • ·

Направления работы

Программа  коррекционной  работы   включает  в  себя  взаимосвязанные      направления,     раскрывающие      ее    основное    содержание:     диагностическое,  коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный     сбор   сведений   о  ребёнке   на   основании    диагностической    информации     от  специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача- психиатра;
  • изучение  развития  эмоционально-волевой  сферы  и  личностных  особенностей  обучающихся,  испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
  • изучение    социальной     ситуации    развития    и   условий    семейного    воспитания    обучающихся,  испытывающих трудности в обучении и  в общении,         с ОВЗ;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации  обучающихся, испытывающих трудности  в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор    оптимальных     для   развития   ребёнка   с  ограниченными      возможностями     здоровья  коррекционных   программ/методик,   методов   и   приёмов   обучения   в   соответствии   с   его   особыми  образовательными потребностями;
  • организацию     и  проведение    специалистами    индивидуальных      и  групповых    коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное    воздействие    на   учебно-познавательную      деятельность    ребёнка    в   динамике  образовательного   процесса,   направленное   на   формирование   универсальных   учебных   действий   и  коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; социальную      защиту     ребёнка    в    случаях    неблагоприятных      условий     жизни     при  психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку  совместных  рекомендаций  по  основным  направлениям  работы  с  обучающимся  с  ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование     специалистами     педагогов   по   выбору    индивидуально-ориентированных  методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную     помощь     семье  в   вопросах   выбора   стратегии    воспитания   и   приёмов  коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные  формы  просветительской  деятельности  (лекции,  беседы,  информационные  стенды,  печатные материалы);
  • проведение     тематических    выступлений     для   педагогов   и   родителей    по   разъяснению  индивидуально-типологических        особенностей    различных     категорий    детей.

Механизмы реализации Программы

Организация сетевого взаимодействия

Сетевое   взаимодействие    в  форме   совместной    деятельности,   направленной    на   обеспечение  возможности     освоения   обучающимися     с  ограниченными     возможностями     здоровья    ООП, осуществляется со следующими организациями:

МБОУ ДОД  Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону;

Областной   центр  диагностики и консультирования;

Центр диагностики и консультирования Советского района города Ростова-на-Дону;

Детские юношеские спортивные  школы (№5,6,7);

Районная детская поликлиника №45

ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр  несовершеннолетних» КДН и ЗП администрации Советского района

Уполномоченный по правам ребёнка.

Взаимодействие   специалистов   общеобразовательного   учреждения             обеспечивает   системное  сопровождение  обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  специалистами  различного  профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

  • комплексность     в  определении    и  решении    проблем    обучающегося,    предоставлении     ему  специализированной квалифицированной помощи;
  • ·многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
  • составление  комплексных  индивидуальных  программ  общего  развития  и  коррекции  отдельных  сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение     дифференцированных       условий    (оптимальный      режим    учебных     нагрузок,   вариативные    формы   получения    образования    и  специализированной   помощи)      в  соответствии   с  рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;
  • обеспечение    психолого-педагогических      условий    (коррекционная    направленность    учебно-воспитательного  процесса;  учёт  индивидуальных  особенностей  ребёнка;  соблюдение   комфортного  психоэмоционального  режима;  использование  современных  педагогических  технологий,  в  том  числе
  • ·информационных,      компьютерных     для   оптимизации    образовательного    процесса,  повышения     его  эффективности, доступности);
  • обеспечение    здоровьесберегающих      условий    (оздоровительный     и  охранительный     режим,  укрепление    физического    и  психического    здоровья,   профилактика     физических,    умственных    и  психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение  участия  всех  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  независимо  от  степени   выраженности   нарушений   их   развития,   вместе   с   нормально   развивающимися   детьми   в  проведении     воспитательных,    культурно-развлекательных,      спортивно-оздоровительных       и   иных  досуговых мероприятий;
  • развитие  системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и  физического развития.

Программно-методическое обеспечение

В   процессе    реализации    программы     коррекционной      работы    могут   быть    использованы  коррекционно-развивающие         программы      (психолога,    логопеда,    педагога),    инструментарий,  необходимый     для   осуществления    профессиональной     деятельности    учителя,   педагога-психолога,  учителя—логопеда.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по  индивидуальному       учебному     плану    целесообразным      является    использование     специальных  (коррекционных) образовательных программ.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими  специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды  профессиональной подготовки.

С   целью   обеспечения   освоения   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   основной  образовательной программы, коррекции недостатков их физического и  (или)   психического   развития   в   штатном   расписании   образовательного   учреждения   есть   ставки  педагогических  работников:  учителя-логопеда,  педагога-психолога.  Уровень  квалификации     работников    образовательного     учреждения    для   каждой    занимаемой    должности  соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Система организации питания в школьной столовой включает 2-х разовое  питание детей  с осуществлением предварительного накрытия,  наличие диетического меню,  контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам.

Медицинское обслуживание обеспечивается наличием  оборудованного медицинского кабинета, квалифицированного медицинского персонала, что позволяет проводить своевременную вакцинацию и диспансеризацию обучающихся.

 

Информационное обеспечение

Обеспечен   доступ   детей   с  ограниченными     возможностями     здоровья,  родителей    (законных  представителей),   педагогов   к   сетевым   источникам   информации,   к   информационно-методическим  фондам,  предполагающим  наличие  методических  пособий  и  рекомендаций  по  всем  направлениям  и  видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

В школе создана комфортная развивающая образовательная среда, преемственная   по   отношению   к   уровню   начального   общего   образования     и   учитывающая

особенности  организации  обучения  на  уровне  основного  общего и среднего общего  образования,  а  также  специфику  психофизического   развития   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья;  обеспечивающая       воспитание,   обучение,   социальную     адаптацию    и  интеграцию     детей с выявленными проблемами развития.

 

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья, инвалидов, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и  поведения.

Диагностическое направление

Цель:своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями поведения; детей, имеющих различные сложности в обучении и социализации; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.

анализ «Карт индивидуального развития».

Специалисты

Психолог Педагоги

сентябрь

 

2

Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

 

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств лицеистов.

Психолог

 

 

 

Педагоги

 

 

Сентябрь

Октябрь

3

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка.

Проведение углубленного диагностического обследования

 

 

 

 

Психолог

 

 

 

 

Ноябрь

-

март

4

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

Мониторинг сформированности УУД обучающихся.

 

Педагоги

 

 

Психолог

 

В течение учебного года

 

Апрель -

май

5

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

Психолог

 

Педагоги

В течение учебного года

6.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Психолог

педагоги

Апрель

Май

Коррекционно-развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Определение программы индивидуальной траектории развития

 

Администрация

 

Психолог

 

Педагог

В течение года

2.

Коррекция и развитие высших психических функций.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Психолог

 

Педагог

 

 

Родители

В течение года согласно графику работы

3.

Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса

Администрация

 

Психолог

 

Педагоги

В течение года

4.

Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальные консультации специалистов.

Психолог

Педагоги

Социальный работник

В течение года

5.

Психологическое и логопедическое сопровождение обучающихся

Групповые и индивидуальные занятия, консультации.

Отслеживание динамики развития обучающихся.

Педагоги-психологи, учитель-логопед.

В течение года

6.

Создание условий для сохранения и развития здоровья обучающихся, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

Организация мероприятий, направленных на пропаганду здорового и безопасного образа жизни, профилактику вредных привычек; реализация превентивных программ.

Разработка рекомендаций для обучающихся и их родителей по ведению ЗОЖ.

Администрация лицея, классные руководители, учителя физической культуры

В течение года

 

Консультативное направление

Цель: обеспечение    непрерывности    специального    индивидуального    сопровождения     детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  их  семей  по  вопросам  реализации  дифференцированных  психолого-педагогических    условий  обучения,   воспитания;  коррекции,   развития  и  социализации  обучающихся.

 

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детьми с особенностями в эмоционально-волевой сфере, детьми-мигрантами.

Определение  стратегии сопровождения обучающихся.

Психолог

Педагог

Специалисты ПМПк

Родители

В течение года

2

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам.

Организация по вопросам сопровождения обучающихся:

- консультаций для педагогов;

- выступлений на пед.советах,

-заседаниях лицейских и районных методических объединениях учителей;

- мастер-классов;

-обучающих семинаров,

- практикумов.

Администрация

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолог

 

Педагоги

В

течение года

3

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья, детей-мигрантов, детей, имеющих нарушения в эмоционально-волевой сфере

Организация  индивидуальных консультаций.

 

Администрация

Психолог

Педагоги

Специалисты ПМПк

Родители

В течение года

 

Информационно – просветительская работа

Цель: организация   информационно-просветительской       деятельности   по   вопросам   инклюзивного  образования со всеми участниками образовательных отношений.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  1. Организацию родительских собраний, бесед, конференций по темам:

-        «Рекомендации для родителей первоклассников обучающихся,  испытывающих трудности в обучении и воспитании»;

-        «Развитие познавательных процессов младшего школьника»;

-        «Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья  в приготовлении уроков»;

-        «Рекомендации для родителей  по формированию у детей  с особыми образовательными потребностями положительной мотивации обучения».

  1. 2. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

-        «Психологические  особенности    обучения  и  воспитания  детей  с  особыми возможностями обучения и развития»;

-        «Организация процесса обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы»

-        «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

-      «Учет индивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии в процессе взаимодействия с ним: гиперактивность и импульсивность, медлительность, демонстративность, агрессивность, тревожность».

-      «Особенности адаптации детей-мигрантов».

-      «Воспитание толерантности в условиях поликультурного образовательного пространства».

 



 

Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы оставлять комментарии

admin@92-school.ru