Главная Образовательная программа ООО-2018-2019

Документы




Основная образовательная программа ООО-2018-2019 - Страница 9 PDF Печать E-mail
2.3. Программа профессиональной ориентации обучающихся

Цели и задачи программы.

Профессиональная ориентация обучающихся на уровне среднего  общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы уровне среднего  общего образования, обеспечивающим сформированность у обучающегося:

представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных

индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

универсальных      компетентностей,      позволяющих      обучающемуся проектировать

(самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;

способности осуществить осознанный выбор выпускником старшей школы выбора будущей профессии и жизненного пути.

Такие результаты профориентации школьников на уровне среднего полного общего образования должны достигаться за счет создания условий для инициативного участия каждого учащегося в специфические виды деятельности во время уроков и вне уроков, которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).

Цель программы:

создание  совокупности  условий, обеспечивающих  профессиональную ориентацию школьников на уровне среднего полного общего образования. Задачи программы Формирование у учащихся:

объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности (прежде всего образовательной и профессиональной);

представлений о требованиях современного общества  к выпускникам общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования; Овладение учащимися:

способами проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ;

способами установления образовательных коммуникаций со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;

способами и приемами принятия адекватных ответственных решений о выборе индивидуального и профессионального маршрута;

способами работы с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его

развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в

целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.

Программа   реализуется путем поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий.

 

 

Основные мероприятия программы профессиональной ориентации.

Направления

деятельности

Содержание деятельности

Ответственный

Создание системы диагностики способностей учащихся

Анкетирование учащихся с целью определения   запроса на внеурочные занятия. Оказание     помощи     в     выборе внеурочной деятельности в зависимости от   их склонностей и возможностей.

Психолог,

классные

руководители

 

Создание информационной системы для своевременного  ознакомления  участников образовательного процесса, родителей с результатами  исследования и возможностей учащихся. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по изучению     склонностей и возможностей с целью профориентации.

 

Профориентация средствами обучения

Создание картотеки «Профессии, с которыми знакомит предмет»

Учителя-предметники

Профориентация средствами внеурочной деятельности

Организация работы предметных кружков. Проведение    школьных  предметных олимпиад.

Участие в дистанционных играх, конкурсах, муниципальных, региональных и всероссийских предметных олимпиадах.

Проведение предметных недель.

Организация  индивидуальных и групповых

Учителя-предметники

 

занятий с целью развития творческих способностей.

 

Работа классных руководителей по

профориентации учащихся

Организация тематических классных часов, праздников «Мир профессий».

Проведение классных часов «Профессии наших родителей».

Организация и проведение встреч с людьми различных профессий «Мое место в государстве».

Организация и проведение экскурсий на предприятия, где работают родители.

Классные руководители

Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся

Проведение конкурсных программ из цикла «Город мастеров»

Конкурсы рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».

Знакомство с образовательными услугами города, района, республики:

-участие в ярмарке ученических мест

-оформление стенда «В мире профессий»

-встречи с представителями ВУЗов, ССУЗов.

Выпуск газет к профессиональным праздникам: День учителя, День защитника Отечества.

Проведение профориентационного месячника «Моя профессия», классный час по теме: «Дороги, которые мы выбираем»

Зам. по ВР, организатор по ВР, классные руководители.

Работа с родителями

Родительские собрания по профориентации учащихся.

Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей и способностей учащихся.

Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся.

Зам. по ВР, классные руководители

Работа психолога

Беседы о профессиях Встречи с профессионалами Тематические занятия (тренинги).

Психолог

Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

 

 

 

Модуль 1

Комплекс    мероприятий,    позволяющих    сформировать у обучающихся:

•   способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

•   умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

•   знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Модуль 2

комплекс    мероприятий,    позволяющих    сформировать у обучающихся:

•   представление   о   необходимой   и   достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

•   представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

•   потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

•   умение    осознанно    выбирать    индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.

Модуль3

Комплекс    мероприятий,    позволяющих    сформировать у обучающихся:

  • навыки    оценки    собственного    функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
  • навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
  • владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
  • навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
  • представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье,   факторах,   их   вызывающих,   и   условиях   снижения риска негативных влияний;
  • навыки   эмоциональной   разгрузки   и   их   использование в повседневной жизни;
  • навыки    управления    своим    эмоциональным    состоянием и поведением.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

Модуль 4

Комплекс    мероприятий,    позволяющих    сформировать у обучающихся:

•   представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

•   знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой

и историей народа;

интерес   к   народным   традициям,   связанным   с   питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны  самостоятельно   оценивать  и  контролировать  свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).

Модуль 5

Комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

•   развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного  отношения к нему;  расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

•   формирование    адекватной    самооценки,    развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

•   формирование  представлений  о  наркотизации  как поведении, опасном   для   здоровья,    о   неизбежных   негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

•   включение   подростков   в   социально  значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;

•   ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

•          развитие  способности  контролировать  время,  проведённое за компьютером.

Модуль 6

Комплекс   мероприятий,   позволяющих   овладеть основами позитивного коммуникативного общения:

развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;

формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

 

 

Программа формирования экологической культуры

 

Экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у обучающихся основ экологической образованности – экологического мышления   и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных  и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей  по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей  в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В  Программе духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся экологическое воспитание  рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности школы. Личностные результаты освоения программ  воспитания и социализации должны отражать:

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: эмоциональное отношение к природе, участие в экологических проектах, соблюдение экологической этики.

Предполагаемые результаты  работы по программе:

Образовательные:

  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы, района, города;
  • развитие  познавательного интереса обучающихся к общим законам природы, человеческого бытия;
  • стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
  • активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • привлечение обучающихся к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

Педагогические:

  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, повышение уровня  работы по профориентации и трудовому  воспитанию;
  • гуманизация образовательного процесса;

 

Задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания обучающихся;
  • активизация практической деятельности  экологической направленности;
  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;
  • повышение  роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • вовлечение всех групп обучающихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума;
  • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи человека  и экологического состояния окружающей среды, роли экологической культуры  в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
  • умение придавать экологическую направленность  любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую культуру в разных формах деятельности.

 

Научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение, обеспечивающее реализацию Программы.

  • изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, совещания, методические объединения и т.д.);
  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
  • организовать курс лекций для обучающихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
  • осуществить выявление  и подготовку одаренных  обучающихся для участия в олимпиадах, конкурсах;
  • разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся (экологические экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

 

Структура и содержание программы

 

Содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы.

Структура программы определена механизмом включения в учебные  предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков: ОБЖ, химия, физика, география, история, иностранный язык, литература, технология, информатика, ИЗО, математика, биология, обществознание.

Виды деятельности

по экологическому образованию и воспитанию

 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

1.Предметы Базисного учебного плана

 

 

 

 

Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации

 

 

Объединения по интересам школьные  экологические  объединения

 

Студии изобразительного и прикладного искусства

 

Общешкольные мероприятия

Конкурсы рисунков, плакатов  «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Праздники «День птиц», «День Земли»,  и другие

Выставки творческих работ

Внешкольные виды деятельности

Экологические  акции и

Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в  пропаганде идей здорового и безопасного  образа жизни

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в  природоохранительной деятельности (в  лицее  и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)

 

 

Мероприятия по реализации Программы:

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности лицея: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Укрепление материально-технической базы лицея

1

Благоустройство   двора

ежегодно

Администрация школы

2

Посадка зеленых насаждений на территории двора и в помещении школы, уход за ними

ежегодно

Администрация школы, учителя

Укрепление учебно-методической и законодательной базы

1

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в библиотеке лицея

ежегодно

Зав.библиотекой

2

Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе библиотеки школы

Ежегодно

Учителя-предметники,  зам. директора по ВР

3

Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий  по экологическому воспитанию, выставление методических находок на  сайт школы

ежегодно

Зам. директора по ВР

4

Обновление локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

Постоянно по мере необходимости

Администрация школы

5

Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Непрерывное экологическое образование в 1-11 классах

весь период

Зам. директора по УВР

2

Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины»

весь период

Учителя-предметники

3

Проведение предметных недель, месячника экологии.

ежегодно

Учителя-предметники, Учитель биологии, географии

4

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

ежегодно

Зам. директора по УВР

5

Участие в районных мероприятиях по экологии

ежегодно

Учитель биологии, географии

Внеклассные мероприятия

3

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам

ежегодно

Зам. директора по ВР

4

Участие в акции «Неделя в защиту животных»

ежегодно

Зам. директора по ВР

6

Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах.

ежегодно

Зам. директора по ВР

7

Трудовые десанты, экологические субботники

ежегодно

Администрация лицея

10

Просветительская и пропагандистская работа с населением  микрорайона через средства массовой информации, через участие в экологических акциях.

ежегодно

Замдиректора по ВР

11

Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу

ежегодно

Кл.руководители

12

Экологические экспедиции

ежегодно

Учитель биологии, географии

Научно-методическая работа

1

Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование обучающихся и их родителей)

ежегодно

Зам. директора по УВР, по ВР

2

Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

ежегодно

Администрация лицея

3

Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания обучающихся»

201 г

Зам. директора по ВР

4

Участие в районных и областных методических  семинарах по проблемам экологического воспитания.

по мере необходимости

Зам. директора по ВР, учитель биологии, географии

 

5

Работа творческой группы по реализации Программы

Постоянно

Члены творческой группы

Прогнозируемые результаты реализации  Программы:

 

  • Повышение общей экологической культуры обучающихся, учителей и родителей
  • Улучшение экологической ситуации   в школе и микрорайоне.

Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских  работ на экологические темы;
  • Динамика участия обучающихся в экологических олимпиадах и конкурсах;
  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность  школы.

 



 

Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы оставлять комментарии

admin@92-school.ru