Главная Программа деятельности ДМО "София"




Программа деятельности ДМО "София" PDF Печать E-mail

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СОФИЯ»

МБОУ "ШКОЛА № 92"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда и от учителя и от руководителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется жизнь, наука, школа и дети, как меняемся мы с вами.

Детские годы – это определение жизненной судьбы человека. Так уже повелось, что мальчишки и девчонки начала 21 века оказались в гуще социальных и экономических проблем, в которых даже взрослому легко затеряться, а ребенок оказался почти «затоптанным». Сегодня ученики в большинстве своем находятся в состояние стресса, причины которого конфликты с родителями, учителями, жестокость со стороны сверстников, непонимающих друзей. Родители ребенка либо зарабатывают деньги, либо утопают в бессилии от происходящего, и им нет дела до детских проблем. Поэтому дети и подростки сознательно или неосознанно включаются в деятельность противозаконных объединений, где идет острая, напряженная борьба за каждого ребенка, его мировоззрения, нравственные ценности.

Чтобы направить энергию ребят в нужное русло, в школах создаются общественные объединения на добровольных началах, как, например в МОУ СОШ №92 г. Ростова- на- Дону.

Название нашей школьной республики - «София». Республика названа в честь древнегреческой богини мудрости, Софии. Данное название отражает нашу основную идею, что мудро можно относиться не только к знаниям, но и к поступкам, к делам.

Наш девиз; «Мудрость добру», лег в название этой модели.

Цель,   для   решения   которой   была   создана   данная   система, воспитание  гармонически развитой  здоровой личности,  занимающей активную гражданскую позицию, способной к саморазвитию.

Эта личность должна обладать следующими качествами:

- высокий  уровень  образования  и   воспитания,   достаточный  для

адекватной современной самореализации;

- высокий уровень развития гражданских качеств, среди которых

патриотизм, способность к самостоятельному      выбору,

самостоятельному принятию решений, способности взять на себя

ответственность;

- высокие   нравственные   качества,   способность   к   состраданию,

сопереживанию, милосердию;

- ориентация на здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек.

Доминирующим условием формирования личности является среда, поэтому главной задачей своей деятельности мы определили создание в школе благоприятной развивающей культурообразной среды, способствующей развитию и личностному росту каждого ребенка.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Цель программы:

Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную  содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи:

  1. Создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
  2. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;
  3. Предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
  4. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
  5. Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
  6. Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

Базовые подходы

Гуманистический подход

Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка отношений содружества в школьном коллективе.

В практической деятельности старшего вожатого гуманистический подход отражается в следующих правилах:

  • Опора на активную позицию  учащихся, их самостоятельность и инициативу;
  • В общении с учащимися доминирует уважительное отношение;
  • Старший вожатый защищает интересы учащихся и помогает им в решении актуальных проблем;
  • В школе старший вожатый формирует гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

Деятельностный подход

«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Учащиеся школы не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность. Самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Здесь задачей старшего вожатого – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления

Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является   класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.

Вначале основное внимание старшего вожатого уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся в процессе учеб лидеров, массовых мероприятий, акций, совместных дел.

Затем выделяются в классах группы по интересам. (На этом этапе неоценимую помощь оказывает классный руководитель). В каждом классе выбираются командиры групп, формируется актив группы (сектора). Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение. Цель работы старшего вожатого на этом этапе  - добиться, чтобы учителя не брали на себя функции учащихся. Учитель только присутствует. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты. Отследить этот этап старший вожатый может посещая классные часы.

Затем учащиеся разных классов объединяются в министерства (рабочие группы) по интересам. Руководят министерствами учащиеся из совета учащихся – школьный парламент.

Парламент – это выборный орган, в него входят учащиеся старших классов (8-11), которые избираются на общей конференции учащихся. Парламент организует деятельность школьного коллектива по различным направлениям (министерство  образования, министерство культуры, министерство спорта и оборонно-массовой работы, министерство печати и информации, министерство по защите экологической среды и здравоохранения, временный совет дела).  Парламент обеспечивает связь между министерствами, активами кружков, секций, педсоветом и Советом школы.

Обучение учащихся науке управления, развитие у них лидерских, коммуникативно-организаторских навыков осуществляется в рамках «Школы молодого лидера», которой руководит старший вожатый (см. Приложение 1)

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап – организационный:

  • Анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах;
  • Формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизаций функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;
  • Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
  • Организация учебы актива и педагогов.

2 этап – реализация и развитие системы ученического самоуправления:

  • Отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствование  отношений в системе «ученическое самоуправление – педагогический коллектив»;
  • Участие органов ученического самоуправления в спортивно-оздоровительных, гражданско-патриотических, благотворительных, художественно-эстетических, трудовых и других акциях и мероприятиях;
  • Создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.

3 этап – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.

Реализация программы рассчитана на 7 лет.

Основные направления деятельности

  1. 1. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ предполагает:
  • Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
  • Подготовку педагогов  и актива учащихся к управленческой и организационной деятельности.
  • Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей  динамику позитивного развития школы.
  • Формирование единого коллектива учителей, родителей, учащихся.
  1. СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ предполагает:
  • Участие органов самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.
  • Использование в работе региональных программ. Работа по этим программам  предполагает разработку адаптированных собственных программ.
  1. 3. ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ предполагает:
  • Создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности ребенка.
  • Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.
  • Изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.
  • Создание ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.

Анализ  осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную.

На втором уровне  - проводится вертикальный уровень  анализа, т.е. анализ каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).

Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги – консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому учащемуся принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

ПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК

Самоуправление в нашей школе базируется на следующих принципиальных позициях:

  1. Равноправие – все  имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
  3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся.
  4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
  5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
  6. Гуманность – действия органов самоуправления основываются на нравственных принципах
  7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
  8. Ответственность – регулярный отчет о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.

Третий уровень

Общешкольное самоуправление. Совет школы.

Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление. Ученическое собрание (конференция).

Парламент

Министерства и сектора

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классных коллективах.

Классное собрание.

Совет класса.

Рабочие органы самоуправления.

Первый уровень.

(Ученическое самоуправление в классах)

КЛАССЫ

Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется Совет класса. Все члены Совета по очереди исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав,  чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности, и, чтобы не было возможности заболеть «звездной» болезнью.

Совет класса отвечает:

-                                                             за дела внутри класса,

-                                                             за участие в общешкольных делах;

-                                                             готовит информацию и предложения в вышестоящие  органы самоуправления.

Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще.

На общем классном собрании:

-                                                 планируется работа классного коллектива

-                                                 подводится итог работы за определенный промежуток времени;

-                                                 выбираются два представителя класса в парламент.

 

Второй уровень.

(Школьное ученическое самоуправление.)

ШКОЛА

Главным законодательным органом является Парламет, который собирается 1 раз в месяц. В состав Парламента входит по два представителя от каждого 5 – 10 классов,  а  также группа наиболее активных одиннадцатиклассников, образующих «Совет одиннадцатиклассников», представитель педагогической общественности.

Функциями Парламента является:

-                                                 совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся школы;

-                                                 разработка проектов новых законов;

-                       контроль за соблюдением имеющихся законов, традиций;

-                     контроль выполнения принятых решений.

-                     проведение вертикально-горизонтального анализа работы классов;

-                     подготовка анализа и предложений на Совет Образовательного учреждения

-                     анализ работы комиссий.

Протоколы заседаний парламента ведет секретарь.

На первом в новом учебном году заседании путем самовыдвижения  выбирается председатель парламента, руководители министерств, а  также формируется исполнительный орган.

Исполнительным органом является совет министров, который собирается раз в неделю в течение всего учебного года. В состав совета министров входят также представители детской организации.

Функциями совета министров  являются:

-                     коллективное выдвижение идей по классам;

-                     коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей;

-                     коллективное планирование и прогнозирование результатов;

-                     выбор совета дела, распределение поручений;

-                     подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей;

-                     проведение дела;

-                     коллективный анализ и оценка;

-                     коллективное определение перспектив.

Особой структурой, тесно взаимодействующей с парламентом   является «Совет одиннадцатиклассников», члены которого являются генераторами идей, но в силу своего статуса выпускника не имеют возможности активно работать  в структурах самоуправления.

Высшим органом является общешкольная конференция – общее собрание учащихся, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива:

-                                                 утверждает устав и вносит в него изменения;

-                                                 принимает программу деятельности на год;

-                                                 формирует Парламент.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатым, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав   Совета школы  и представителями попечительского совета.

Высший уровень: образовательное учреждение.

Общее руководство Учреждением осуществляет выборный орган, Совет школы, состоящий из 15 человек. Из них 5 членов от педагогического коллектива, 5 члена от родительских комитетов,5 членов от учащихся 9-11 классов. Председателем Совета может быть любой из 15 членов Совета. Совет школы избирается конференцией сроком на два года. Конференция заслушивает отчет Совета Учреждения и его Председателя.

Полномочия Совета школы:

-                     утверждает концепцию развития Учреждения, разработанные долгосрочные образовательные программы;

-                     утверждает локальные акты Учреждения;

-                     утверждает правила для учащихся;

-                     утверждает положения о структурных подразделениях;

-                     принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни школы, не отнесенным к компетенции директора.

Заседание Совета Учреждения созывается не реже одного раза за полугодие. Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета школы. Решения Совета школы являются обязательными для всех членов трудового коллектива.

Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, и назначенный Учредителем.

Третий уровень.

Общешкольное самоуправление.

Высшим органом является общешкольная конференция – общее собрание учащихся, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива:

-                                                 утверждает устав и вносит в него изменения;

-                                                 принимает программу деятельности на год;

-                                                 формирует Парламент.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатым, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав   Совета школы  и представителями попечительского совета.

Высший уровень: образовательное учреждение.

Общее руководство Учреждением осуществляет выборный орган, Совет школы, состоящий из 15 человек. Из них 5 членов от педагогического коллектива, 5 члена от родительских комитетов,5 членов от учащихся 9-11 классов. Председателем Совета может быть любой из 15 членов Совета. Совет школы избирается конференцией сроком на два года. Конференция заслушивает отчет Совета Учреждения и его Председателя.

Полномочия Совета школы:

-                     утверждает концепцию развития Учреждения, разработанные долгосрочные образовательные программы;

-                     утверждает локальные акты Учреждения;

-                     утверждает правила для учащихся;

-                     утверждает положения о структурных подразделениях;

-                     принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни школы, не отнесенным к компетенции директора.

Заседание Совета Учреждения созывается не реже одного раза за полугодие. Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета школы. Решения Совета школы являются обязательными для всех членов трудового коллектива.

Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, и назначенный Учредителем.

Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнен

Нормативно - правовой блок.

Правовые аспекты школьного самоуправления , работы детского объединения.

Наличие документов, регламентирующих деятельность органов ученического самоуправления, детского объединения обеспечивают соблюдение прав и обязанностей каждой из сторон в различных ситуациях, сопутствующих внедрению новаций, утверждению прогрессивных идей и мнений, реализации демократических основ взаимодействия с учетом половозрастных, индивидуальных особенностей детей, с учетом особенностей школы.

Из Федерального закона «Об образовании»

Статья 35. Управление государственными и муниципальными

образовательными учреждениями.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными

учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления ОУ являются совет образовательного учреждения,

попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие

формы...

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право ... на участие в

управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого

достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение

собственного мнения и убеждений.

Из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 9 Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация ОУ не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организациях...

Из Типового положения об общественном учреждении.

4. Деятельность образовательного учреждения основывается на принципах

демократии...

71. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность перед

обучающимися, их родителями (законными представителями), государством,

обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с

функциональными обязанностями.

Конвенция о правах ребенка и нравственно-правовая защищенность школьников.

Проблема прав ребенка, забота о его жизни. Развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г) и ряда других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению. В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики.

В целях проведения в жизнь положений, изложенных в этих документах, президент Российской федерации издал соответствующие Указы, а Правительство Российской федерации приняло ряд постановлений. В соответствии с ними были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны прав детства, принята Федеральная программа «Дети России», разработан Национальный план действий в интересах детей России.

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности.

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

1)                                                            Всеобщая декларация прав человека

2)                                                            Конвенция о правах ребенка

3)                                                            Конституция Российской Федерации

4)                                                            Закон РФ «Об образовании»

5)                                                            Устав образовательного учреждения.

6)                                                            Положение об «Общем собрании участников образовательного процесса».

7)                                                            Положение о школьном самоуправлении

8)                                                            Устав детской самоуправляемой республики

 

Содержательный блок.

Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении.

Самоуправление – не цель, а средства воспитания.  В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:

  1. Гражданско-патриотическое

-                     Возрождение народных  традиций и обрядов через различные формы работы.

-                     Любить Родину – значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми.

Что можно и нужно для этого сделать?

-                     описать жизнь своей семьи.

-                     изучать историю города, области, страны.

-                     изучать историю своей родины, стремиться познать дух русского народа, его лучшие черты и традиции.

-                     помнить, что самое главное у любого народа – гостеприимство и милосердие к обиженным и оскорбленным.

-                     понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей маленькой Земле.

-                     помогать пожилым людям.

-                     уважительно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны.

-                     если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.

  1. Ценностно-ориентированное

-                     познавать самого себя;

-                     понимать смысл жизни;

-                     уметь отличать добро от зла;

  1. Познавательное

-                     познавать окружающий мир;

-                     уметь ориентироваться в потоке современной информации;

  1. Экологическое

Вызвать интерес к изучению природы, участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды.

-                     Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир!

-                     выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное  начать.

-                     каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранить и умножить  органическое царство красавицы Земли.

 

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Культурно-массовое.

Развитие творческих способностей детей и подростков. Поиск новых форм самовыражения личности.

-                     активно участвовать в городских конкурсах и соревнованиях.

-                     участвовать в традиционных общешкольных конкурсах и соревнованиях.

-                     активно участвовать в делах класса.

-                     принимать участие в разработке и проведения  конкурса «Ученик года».

  1. Информационное

-                     Создание детской пресс-службы в школе.

-                     Создание детской  социологической службы

Работа по направлениям осуществляется поэтапно, каждый месяц имеет свою проблематику:

- сентябрь «Безопасность на дорогах»;

- октябрь «Мы выбираем здоровый образ жизни»;

- ноябрь «Любимый край донской»;

- декабрь «Рождественский перезвон»;

- январь-февраль «Есть такая профессия «Родину защищать»;

- март «Матерь человеческая»

- апрель «Волшебный мир искусства»;

- май «И помнит мир спасенный ...»

Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «Посвящение первоклассников в пешеходы», «День Учителя», «Осенний бал»,  смотр военной, патриотической песни, «Новый год пришел к нам снова», «Приходите в гости к нам», «День пожилых людей», «День матери», «День здоровья», «Поклонимся великим тем годам», «Безопасное колесо», КВНы, праздник «Последнего звонка», выпускные вечера.

Технологический блок.

Решающее значение для успеха в любом виде деятельности имеет выбор методов – совокупности наиболее общих способов осуществления взаимодействия, способов решения поставленных задач.

В работе ученического самоуправления в условиях нашей школы и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:

  1. 1. Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды, осуществляется оперативный обмен информацией между участниками деятельности. Метод убеждения – путь воздействия на сознание, который используется в различных формах: внушении, повествовании, диалога, личного примера, совместного обсуждения проблем.
  2. Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее познавательные мотивы, т.е. методы упражнения. Это педагогические требования, которые предъявляются в прямой и косвенной форме.

Методы педагогического стимулированияпоощрение и наказание. Стимулирование всего положительного в жизни коллектива и преодоление негативного происходит через общественное мнение, которое привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив. Воспитательные функции общественного мнения находят свое отражение в том, что сам детский коллектив использует все методы педагогического взаимодействия в их многообразных видах и формах.

Создавая программу ученического самоуправления старшие вожатые сталкиваются с определенными трудностями. Причиной которых может быть сомнение в нужности данной формы работы с детьми. Поэтому, создавая школьную программу ученического самоуправления у старшего вожатого есть предполагаемый алгоритм доводов, фактов для создания «личной системы» аргументации, чтобы убедить сомневающихся в необходимости организации ученического самоуправления и перейти от дискуссии к практической реализации рассматриваемой модели.

Возражение 1 "Думаю, нам это не подходит"

Это самое широко распространенное выражение. Это достаточно простой способ спровоцировать на излишнее волнение, когда начинают раздаваться реплики «Ну как же не подходит, ведь во многих школах уже есть самоуправление!». А в ответ: «А нам это не подходит». Аргументы старшего вожатого. Чтобы опровергнуть этот вывод, надо максимально спокойно, следя за своими эмоциями, показать педагогический потенциал ученического самоуправления, убедительно продемонстрировав реальность предложения (это могут быть видеофильмы с описанием фрагментов работы самоуправления в других школах, аналитические схемы, где систематизирован интересный опыт; возможно показать уже имеющаяся программу работы, пояснив ее) Возражение 2 " Мы уже пробовали это раньше"

Основной смысл этого выражения - ссылка на прошлый негативный опыт. Аргументы. Попросить рассказать "сторожил" школы о традициях школы, о собственном опыте самоуправления при наличии пионерской и комсомольской организаций. Далее излагаются существенные отличия новой модели, желательно оформить доводы в виде сравнительной таблицы, графически выделив принципиальные отличия. Акцент делается на то, что новая модель отличается от старой или той, что была много лет назад, а так же принципиально изменились социальные условия.

Возражение 3 "У нас уже есть детская общественная организация".

Это аргумент тех педагогов, кто уже связан с детским и молодежным объединением в школе. У них уже есть конкретное дело, дети достаточно активны. Естественно, что в модели ученического самоуправления где детской организации отводится роль основного, но только партнера, можно увидеть ограничение возможностей уже существующего руководителя. Конкуренция. Аргументы. Следует объяснить, что ученическое самоуправление действует на основе Закона РФ «Об образовании», а детские молодежные общественные организации - на основе Закона «Об общественных объединениях». Поэтому одно дополняет другое. Надо предложить сотрудничество, сделать шаг вперед.

Возражение 4. "Мы к этому не готовы".

Это перестраховка от возможных неудач и проблем или нежелание что-то менять уже в устоявшемся стиле школы.

Аргументы. Привести аргументы, цифры, факты, проценты проведенных социологических исследований среди различных категорий учеников, учителей и родителей. Предложить вариант проекта плана конкретных действий, где указаны преимущества, которые касаются каждого из них.

Возражение 5 "Это может расколоть коллектив школьников".

Суть этого выражения в страхе. Не приведет ли это к появлению «любимчиков», или еще хуже «дедовщины», когда лидеры будут подавлять других учеников.

Аргументы. Надо опираться на анализ уже имеющегося опыта работы ученического самоуправления, объяснить о проведении учебы актива, для более широкого включения в процесс самоуправления максимального числа школьников.

Итак. Первые шаги по созданию модели ученического самоуправления сделаны.

Испробовав различные формы и виды совместной деятельности с детьми, пришли к выводу, что наиболее эффективными в условиях нашей школы является форма групповой деятельности, организованной на основе технологий, предлагаемых Н. Е. Щурковой, что позволяет одновременно создавать ситуацию успеха, когда воспитанники не боятся высказать свое мнение, отстаивать свои взгляды, когда каждая точка зрения заслуживает внимания и уважения, и вести активное обучение ведению диалога, выработки и принятию решений

Критерии оценки эффективности работы школьного ученического самоуправления.

А. Педагогическое обеспечение работы ученического самоуправления.

1.  Сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления.

Выработка единых требований и принципов организации коллективной деятельности детей. Ребенок охотно примет участие в деятельности тех органов самоуправления, которые будут по-настоящему учитывать его интересы, помогать развивать личные способности, что отвечает основным положениям парадигмы личностно-ориентированного образования.

Б Уровень активности педагогов и детей.

Участие в развитии самоуправления является одним из важных критериев оценки работы педколлектива. Суть деятельности взрослых заключена в педагогическом обеспечении процесса самоорганизации учащихся и собственной деятельности в качестве членов организации детей.

В. Отношение педагогического коллектива к решениям, принимаемым органами самоуправления.

Все решения органов самоуправления, принятые на основе регламентирующих документов, должны быть обязательными для выполнения как детьми, так и взрослыми, не могут быть отменены в одностороннем порядке.

Управленческий блок.

Основу ученического самоуправления составляет взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без участия педагога.

Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых формах самоутверждения, самоопределения.  Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности.

При проведении любого общешкольного мероприятия создается Совет дела. Поскольку в общешкольных мероприятиях задействованы все участники образовательного процесса: ученики, родители, учителя, то все они должны быть представлены в Совете дела с равными правами и обязанностями. По окончанию дела, когда итоги проанализированы и подведены, Совет Дела прекращает свое существование.

Работа всех видов советов осуществляется при участии представителей педагогического самоуправления на основе педагогического  взаимодействия и сотрудничества, суть которого является диалогичность отношений, общения. Педагогическое взаимодействие в работе советов выполняется развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, взрослые помогают детям в их развитии. А с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование взрослых.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Результативность данной программы детского самоуправляемого общественного объединения,  подтверждает мониторинг развития ученического самоуправления, который показал, что через школьное самоуправление решаются следующие задачи:

- развитие сплоченности ученических коллективов

- формирование чувства товарищества,

- овладение учащимися навыками организаторской работы,

- формирование культуры деловых отношений,

- развитие навыков публичных выступлений,

- самораскрытие и самореализация личности школьника,

- умение планировать собственную деятельность, вести учет результатов труда,

- формирование готовности участия в различных проектах,

- активное участие в жизнедеятельности школы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  1. Высший орган самоуправления учащихся школы – общая конференция учащихся. Общая конференция учащихся заслушивает и утверждает план работы на год, заслушивает и обсуждает отчеты органов самоуправления, решает вопросы организации учащихся и др.вопросы. Общая конференция собирается не реже 1 раза в год.
  2. Главным координирующим органом УС является Парламент, действует между общими собраниями и подотчетный им. Парламент выполняет организационные, представительские, информационно-пропагандистские, методические  функции. В пределах этих функций Парламент уполномочен:
  • Представлять коллектив учащихся в общественных организациях, на педагогических советах, на заседаниях Совета школы.
  • Координировать деятельность первичных коллективов.
  • Принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов и др. мероприятий.
  • Анализировать, изучать, пропагандировать опыт работы первичных коллективов.
  • Организовывать и координировать конкурс на звание «Лучший класс года».
  • Определять повестки дня для заседаний министерств, Парламента.
  • Организовывать учебу учащихся.
  1. Парламент формируется из командиров классов, из их числа выбирается председатель совета и его заместитель. Заседание совета правомочно если на нем присутствует более половины его членов. Члены Парламента (8-11 класс) координируют работу других центров и секторов ученического самоуправления. Сам же Парламент собирается  по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
  2. Парламенту подотчетны министерства:  «Культуры», «Образования», «Печати и информации», «Защиты экологической среды и здравоохраниения», «спорта и оборонно-массовой работы». В министерства  входят наиболее активные учащиеся – из каждой группы по одному человеку. Члены министерств выбирают председателя. Деятельность министерств  курирует старший вожатый. министерства планируют свою работу на полугодие и отчитываются  о выполнении плана в конце полугодия.
  3. По  мере необходимости в школе могут создаваться также и временные органы самоуправления:
  • Группа эффективного действия – создается при проведении каких-либо дел, отвечает за их техническое обеспечение, разрабатывает задания, подводит итоги;
  • Хозяйственно-бытовая комиссия – создается для проведения и  месячников чистоты, проверяет качество уборки территории, планирует (по согласованию) дизайн ландшафта территории школьного двора, подводит итоги.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССАХ

Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе.

Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы  учащихся.

Общее классное собрание выбирает командира класса. Командир класса руководит делами класса, организует класс, информирует. Представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.

На общем собрании выбирается также актив класса и центры («Учеба и дисциплина», « Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс-центр»). Распределяются общественные поручения между учащимися класса.

Перечень общественных поручений.

  • Командир класса, заместитель командира,
  • Физорг класса, заместитель физорга (центр «Спорт и досуг»),
  • Культорганизатор класса, заместитель культорганизатора (центр «Досуг»),
  • Председатель ученического кома, заместитель председателя (центр «Учеба и дисциплина»),
  • Ответственный за посещаемость (центр «Учеба и дисциплина»)- заполняет рапортички.
  • Ответственный за дежурство,
  • Ответственный за редколлегию («Пресс-центр»),
  • Председатель бытовой комиссии, заместитель председателя (Хозяйственно-бытовая комиссия)

На заседаниях совета актива решаются следующие вопросы:

  • Вопросы текущего дня,
  • Обсуждение нарушителей дисциплины,
  • Составление планов работы,
  • Подведение итогов работы,
  • Вопросы о поощрениях лучших учащихся.

Актив класса непосредственно работает под руководством парламента, классного руководителя, родительского комитета.

Общее собрание

Актив класса

Командир класса

Центр «Досуг»

Центр «спорт и здоровье»

Центр «Учеба и дисциплина»

Пресс-центр

Члены временных органов самоуправления

Министерство  «Образования»

Цели:

- обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.

- способствует сознательному отношению учащихся к учебной деятельности.

- контролирует вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).

От каждого класса в центр входят по одному человеку, проявляющему успешность в образовательном процессе. Работу центра координирует старший вожатый.

Функции и дела:

  • Проводит рейды по контролю посещаемости,
  • Проводит рейды по контролю наличия учебных принадлежностей,
  • Контролирует  участие классов в предметных неделях,
  • Организует участие учащихся класса в конкурсах, олимпиадах,
  • Анализирует итоги успеваемости и посещаемости.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

Министерство  работает в соответствии с планом. Заседания проводятся  не реже одного раза в месяц. Решения центра доводятся до учащихся.

Права:

  • Министерство  имеет право накладывать дисциплинарное взыскание на учащихся-нарушителей учебной дисциплины.
  • Министерство  имеет право заслушивать командиров классов и ответственных за учебу по вопросам учебной  дисциплины.
  • Министерство имеет право в разрешении конфликтов между учениками и учителями.
  • Министерство имеет право ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении учащихся.

Месяц

Содержание деятельности

сентябрь

  1. составление планов работы на год
  2. Распределение обязанностей
  3. Акция «Опозданиям – нет»

октябрь

  1. Рейд по проверке дневников
  2. Оказание помощи по проведению школьных предметных олимпиад

Ноябрь

  1. организация профилактической работы по предупреждению неуспеваемости
  2. участие в выпуске школьной газеты

декабрь

  1. Акция «Пропускам уроков – нет!»
  2. Классные часы в 6-8 классах «организация труда ученика»

Январь

  1. Проведение конкурса «Дневник – лицо ученика»
  2. Отчеты ответственных за учебную работу.

февраль

  1. Участие в выпуске школьной газеты
  2. Классные часы в 9-11 классах «Научная организация труда»

Март

  1. Акция «пропускам уроков – нет!»
  2. Школа актива. Подведение итогов успеваемости по классам.

Апрель

  1. Обмен опытом работы учебных секторов классов по проблеме «Формы работы учебного сектора со слабоуспевающими учащимися»
  2. Школа актива «Работа с книгой»

Май

  1. выпуск специального номера школьной газеты.
  2. подведение итогов работы за год.

Министерство  «Культуры»

Цели:

  • Создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД,
  • Расширение форм досуга детей и подростков,
  • Развитие художественно-эстетического вкуса и расширения кругозора учащихся.
  • В министерство «Досуга» входят по 1-2 представителю  от  каждого класса, которые затем выбирают председателя. Министерство работает под руководством старшего вожатого.

Функции и дела

Центр руководит проведением КТД, организацией общешкольных праздников, вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т.д.; принимает заявки и пожелания от классов, отдельных учащихся о кульпоходах и экскурсиях.

Порядок работы

Центр работает в соответствии с планом и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Решения центра доводятся до ученических коллективов.

Министерство «культуры» имеет право:

Ходатайствовать о поощрении учащихся, классов, активно принимающих участие в культурно-массовой работе, или о наказаниях учащихся.

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

  1. составление плана работы на год
  2. распределение обязанностей между членами министерства
  3. проведение линейки «1 сентября»

Октябрь

  1. Организация и проведение Дня учителя
  2. Подготовка и проведение школьного этапа «Учеба лидеров»

Ноябрь

  1. Проведение и участие в празднике «День матери»
  2. Классные часы посвященные Дню Матери
  3. Акция «Успей сказать нет»

Декабрь

1. Подготовка и участие  в новогоднем представлении

Январь

  1. Организация и участие школьных каникул
  2. Подведение итогов работы за 1 полугодие.

Февраль

  1. Подготовка к празднованию Дня освобождения г. Ростова-на-Дону
  2. Подготовка и проведение Дня св. Валентина
  3. Подготовка и организация масленицы
  4. конкурсная программа «А ну-ка, парни »

Март

  1. подготовка и проведение празднования 8 марта
  2. Организация и проведение учебы лидеров.

Апрель

  1. День семьи. Подготовка и проведение  мероприятия.
  2. День юмора и смеха

Май

Подведение итогов

Министерство печати и информации

Цели:

  • Овладение навыками журналистского мастерства,
  • Создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся,

В министерство  входят по 1-2 представителю от каждого класса. Работу пресс-центра координирует старший  вожатый.

Пресс-центр организует:

  • Выпуск газет,
  • Смотры – конкурсы плакатов, рисунков,
  • Размещение статей учащихся в газете,
  • Участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.

Министерство  печати и информации имеет право:

  • Подводить итоги смотров-конкурсов плакатов, рисунков, газет, определять победителей,
  • Заслушивать отчеты редколлегии классов о проделанной работе.

Месяц

Содержание деятельности

сентябрь

  1. Составление плана работы на год
  2. Распределение обязанностей между членами сектора.
  3. Участие в выпуске газеты

октябрь

  1. выпуск праздничной газеты ко Дню Учителя.
  2. акция «Задай вопрос администрации школы»

ноябрь

  1. Сбор информационного материала к стенду «Путь к пропасти»
  2. Поздравления нашим мамам.
  3. Подведение итогов работы 1 четверти

декабрь

  1. Конкурс плакатов к Новому году
  2. Освещение в прессе проведение праздников
  3. Акция  среди учащихся начальной школы «Письмо Деду Морозу»

январь

Выпуск газеты «Осторожно, сосулька»

Февраль

  1. Конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества
  2. Масленица (освещение праздника).
  3. День освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков (спец. выпуск)

март

1. Конкурс плакатов к 8 марта

2. Участие в выпуске газеты

3. Газета по итогам смотра худ.самодеятельности.

апрель

  1. Выпуск информационного биллютеня «Семейные традиции»
  2. выпуск юмористической газеты «Школьные приколы»

 

Май

  1. выпуск праздничной газеты «Этот День Победы»
  2. выпуск школьной газеты
  3. подведение итогов работы за год

Министерство  «Спорта  и оборонно-массовой работы»

Цели, функции и дела:

  • Способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся,
  • Создание условий для формирования здорового образа жизни,
  • Осознанный отказ от употребления алкоголя, никотина, ПАВ
  • Организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники,
  • Осуществляет контроль за подготовкой команд к спортивным соревнованиям различного уровня,
  • Контролируют «наличие» здорового образа жизни среди учащихся, показывают альтернативу вредным привычкам,
  • Вовлекают учащихся в спортивные секции.

В состав министерства входят физорги классов, капитаны сборных команд школы. Министерство работает совместно с учителями физической культуры, ОБЖ; под руководством старшего вожатого.

Центр имеет право:

  • Заслушивать отчеты физоргов классов о проделанной работе и оценивать их работу,
  • Подводить итоги соревнований, спартакиад. Турниров, определять победителей.

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

  1. Заседание министерства
  2. Распределение деятельности
  3. Планирование работы
  4. Участие в соревнованиях ЮПР
  5. Участие в районных соревнованиях по футболу

Октябрь

  1. Подготовка к Дню самоуправления
  2. Патрулирование с отрядом ЮИД
  3. Подведение итогов работы за четверть

Ноябрь

  1. подготовка к соревнованиям по шахматам.
  2. Подготовка к соревнованиям по волейболу
  3. Участие в викторине по ПДД «АВС»

Декабрь

  1. Участие в городской акции «Рождественский перезвон»
  2. Подготовка к соревнованиям по стрельбе

Январь

  1. Планирование  месячника военной и патриотической работы.
  2. Подготовка к городскому смотру военной патриотической песни

Февраль

  1. Участие в районных соревнованиях по волейболу
  2. Участие в организации соревнований «А ну-ка, парни»
  3. Участие в районных соревнованиях «Донцы-удальцы»

Март

  1. Участие в районных соревнованиях «Веселые старты»
  2. Подготовка отчета о работе ЮПР
  3. Соревнования по баскетболу среди уч-ся 8-9 классов
  4. Участие в районном конкурсе «Безопасное колесо-2010»

Апрель

  1. Участие в спартакиаде допризывников
  2. Подготовка к первомайской эстафете

Май

  1. Участие в первомайской эстафете
  2. Подготовка и проведение соревнований по футболу между учащимися 7-9 классов
  3. Подведение итогов работы за год

Министерство по защите и охране окружающей среды

Цели:

  • Овладение навыками проведения различных экологических акций,
  • Создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся,

В министерство  входят по 1-2 представителю от каждого класса. Работу министерства координирует старший  вожатый.

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

1. Распределение обязанностей.

2. Планирование работы

3. Организация и проведение Дня здоровья

4. Экологический субботник

Октябрь

  1. Подготовка к Дню самоуправления
  2. Подготовка материалов для школьной газеты
  3. Старт акции «Молодежь за здоровый образ жизни»
  4. Экологический субботник

Ноябрь

  1. Подведение итогов «Экологического субботника»
  2. Подготовка и защита социальных проектов «Мой дворик – моя земля»

Декабрь

  1. Подведение итогов работы за полугодие
  2. Рейды по чистоте школы

Январь

  1. выпуск молнии «Альтернатива вредным привычкам»
  2. Участие в разработке социального проекта «Здоровое питание»

Февраль

  1. Участие в месячнике патриотической работы
  2. Организация и проведение акции «Скажем наркотикам – нет »

Март

  1. Организация и проведение экологического субботника
  2. Планирование и разработка акции «весенняя неделя добра»

Апрель

  1. Реализация акции «Весенняя неделя добра»

 

Май

  1. Подведение итогов работы за год
  2. Планирование работы на следующий учебный год.

Отслеживание программы.

Ученическое самоуправление организует и соревнование классов. Критерии оценки классов отражены в зачетной книжке классов.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА ____________ КЛАССА

Наименование мероприятий

Выставляемая оценка

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учебно-тематический план занятий

«ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЛИДЕРА»

Курс состоит из 8 разделов, основная его часть – практическая, включающая в себя тренинги уверенного поведения, бесконфликтного взаимодействия, изучения себя.

Раздел, тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1

Знакомство с членами группы

2

 

2

Тема 2

Введение в психологию

2

2

 

Раздел 1

Введение в психологию

Тема 3

Понятие и значение общения в жизни человека. Виды и средства общения.

4

2

2

Тема 4

Что помогает и что мешает общению

4

1

3

Тема 5

Тренинг эмоциональной раскрепощенности

4

 

4

Раздел 2

Особенности человеческого взаимопонимания

Тема 6

Особенности вербальной коммуникации

4

1

3

Тема 7

Особенности невербальной коммуникации

2

2

 

Тема 8

Понимание другого – невербальные средства общения: позы, мимика, жесты

6

 

6

Раздел 3

Развитие лидерских качеств

Тема 9

Общие понятия лидерства. Стили лидерства

4

2

2

Тема 10

Общий портрет лидера

2

 

2

Тема 11

Упражнения на выявление лидеров

4

 

4

Тема 12

Формирование навыков совместной работы в группе

8

 

8

Тема 13

Лидер и его команда

2

 

2

Раздел 4

Конфликтология

Тема 14

Стили общения

4

1

3

Тема 15

Общие понятия о конфликте

4

2

2

Тема 16

Основные причины возникновения конфликтов

4

2

2

Тема 17

Дискуссия «Худой мир лучше доброй ссоры?»

2

 

2

Тема 18

Стратегия поведения в конфликтах

6

2

4

Тема 19

Разбор основных конфликтных ситуаций

8

 

8

Раздел 5

Как сказать «нет» и не потерять друзей

Тема 20

Манипулирование и сопротивление манипулированию

4

1

3

Тема 21

Типичные ситуации группового давления

2

 

2

Тема 22

Решительное поведение в реальной жизни

3

 

3

Раздел 6

Тренинг развития коммуникативных навыков

Тема 23

Формирование умения высказывать и принимать обратную связь

2

 

2

Тема 24

Разбор техник активного слушания

4

 

4

Тема 25

Развитие способности к общению

4

 

4

Тема 26

Формирование уверенного поведения. Тренинг

10

 

10

Раздел 7

Я-концепция

Тема 27

Содержание концепции

4

2

2

Тема 28

Составляющие концепции: самооценка, самокомпетентность

2

 

2

Тема 29

Характер и темперамент человека

8

2

6

Тема 30

Изучение своих личных особенностей

4

 

4

Тема 31

Метод незаконченных предложений

2

 

2

Тема 32

Метод ассоциаций в понимании себя и другого

2

 

2

Тема 33

Успех – фантазия или реальность

2

 

2

Раздел 8

Стресс и фрустрация

Тема 34

Понятие стресса

4

2

2

Тема 35

Разбор житейских ситуаций, вызывающих стресс

4

 

4

Тема 36

Пути выхода из стрессовой ситуации

4

2

2

Тема 37

Итоги, результаты занятий по разделам, защита проекта «образ я», заключение

3

 

3


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ГОДОВОЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ АКТИВА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

п\п

Мероприятие

Сроки

Методы и формы

Ответственные

1.

Выявление наиболее активных учащихся в классах

Сентябрь

Наблюдение, анкетирование

Классные руководители

2.

Выборы президентов классов и администрации

Сентябрь

Ролевая игра

Классные руководители

3.

Формирование министерств и совета министров

Сентябрь

Анкетирование, сбор данных, собрания министерств

Министры, консультанты

4.

Обучающее занятие для министерств

Октябрь

Семинар

консультанты

5.

Учеба актива по теме «Планирование»

Октябрь

Ролевая игра

Зам. директора по ВР

6.

Учеба актива по теме «КТД»

Ноябрь

Ролевая игра

Зам. директора по ВР

7.

Учеба актива «Я - лидер»

Декабрь

Социально-психологические тренинги

Психолог (по согласованию),

 

8.

Участие в городских и районных гражданско-патриотических акциях

В течение года

Линейки памяти, шефская помощь

Президент, Совет министров,

9.

Мастерская «Разрешение конфликтов »

Январь

Тренинг

Психолог (по согласованию),зам.директора по ВР

 

Сбор разновозрастного актива с целью выявления характера взаимодействия между классами

Февраль

Тренинг

Психолог (по согласованию),

Зам.директора по ВР

11.

Мастерская «Навыки выступления перед публикой»

Март

Ролевая игра

Зам.директора по ВР

12.

Учеба актива

Март

Работа по экономическим, социальным программам

зам.директора по ВР

13.

Обучающие занятия для центральной избирательной комиссии

Апрель

Семинар

зам.директора по ВР

14.

Мастерская «Выборы. Для чего и как?»

Апрель

 

 

Семинар

Президент

15.

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Май

анкетирование

Классные руководители


ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО АКТИВА

№ п\п

Мероприятие

Сроки

Методы и формы

Ответственные

1

Сбор активов классов по параллелям «Наши дела и общие задачи. Подведение итогов работы»

В начале каждой четверти

«мозговой штурм»

Президенты классов, классные руководители.

2.

Сбор совета министров с целью планирования  деятельности на четверть и анализа проделанной работы

В начале каждой четверти

Мозговой штурм

Президент

3.

Заседание парламента с целью планирования деятельности на учебный год

Октябрь

«Мозговой штурм»

Президент

4

Плановое заседание парламента с целью разработки и принятия законов республики, а так же правил и инструкций, регулирующих внутреннюю деятельность учащихся.

Каждый месяц

Круглый стол

Президент

5

Плановое заседание президентов классов  с целью знакомства с общешкольным планированием и решение текущих вопросов

2 раза в месяц

Круглый стол

Президент, совет министров

6

Подготовка и проведение классных мероприятий и последующий их анализ

В течение года

Праздники, конкурсы, классные вечера, театральные постановки, классные часы

Президенты, советы класса,  классный руководитель

7.

Отчетные заседания министерств

В конце каждой четверти

Круглый стол

Президент, зам.директора по ВР,

 

8

Проведение  социологических опросов

В течение года

анкетирование

Министерство печати и информации

9

Информационная  деятельность

В течение года

Выпуск школьной газеты «Школьные вести»

Министерство печати и информации

10

Участие в подготовке и  проведении Дней здоровья

В течение года

Походы, экскурсии, эстафеты

Министерство спорта

11

Контроль за наличием классных уголков

В течение года

Рейды

Министерство образования

12

Организация спортивных  соревнований

В течение года

Соревнования

Министерство спорта

13

Разработка положений о различных конкурсах, смотрах, фестивалях

В течение года

«Мозговой штурм»

Министерство досуга

14

Формирование центральной избирательной комиссии

Март

Круглый стол

Парламент

15

Организация избирательной кампании по выборам президента и парламента

Апрель

Ролевая игра

16

Подведение итогов работы в классах за год

Май

Классный час

Президенты классов

17

Подведение итогов работы школы за  год

Май

Поход выходного дня

зам. директора по ВР, президент

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

День знаний

Сентябрь

Министерство досуга

2

Выборы в классные органы самоуправления

Сентябрь

Коллектив класса,

Парламент

3.

Посвящение в первоклассники

Сентябрь

Министерство досуга

4

Экскурсии, походы

В течение года

Совет класса

5.

Участие в выпуске газеты «Школьные вести»

2 раза в месяц

Министерство печати и информации

6

День самоуправления

Октябрь

Министерство образования

7

 

День Учителя

Октябрь

Министерство культуры, министерство образования

8

Турнир по футболу

Ноябрь

Министерство спорта и печати

9

Патриотический фестиваль

Ноябрь

Министерство культуры

10

Благотворительные акции

Декабрь-февраль, апрель, май

Министерство культуры, образования, печати

11

Новогодние праздники

Декабрь, январь

Министерство культуры

12

Предметные недели

В течение года

Министерство образования

13

День святого Валентина

Февраль

Министерство культуры

14

День освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков

Февраль

Парламент

15

Смотр патриотической и военной песни

Февраль

Министерство культуры

16

Масленица

Февраль

Парламент

17

А ну-ка, парни

Февраль

Зам.директора по ВР

18

8 марта. Концерт

Март

Министерство досуга

19

Участие в выборах президента и парламента

Апрель

Зам.директора по ВР

20

Неделя памяти

Май

Парламент

21

Праздник Последнего звонка

Май

Совет министров

2. Работа с педагогическим коллективом.

Работа с коллективом педагогов  является одним из наиболее важных направлений. Роль классного руководителя здесь очень важна т.к. он создает атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу и сотрудничеству.

№ п\п

Мероприятия

Сроки

1

Круглый стол «Самоуправление – метод формирования социальной активности »

Сентябрь

2

Консультации классных руководителей по их участию в подготовке органов самоуправления в классных коллективах

Сентябрь

3

Заседание МО классных руководителей  «Методика изучения уровня воспитанности учащихся»

Ноябрь

4

Семинар «классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя»

Декабрь

5

МО классных руководителей «Сотрудничество, соуправление, сотворчество как методы воспитательной деятельности»

Январь

6

Консультации по диагностики учащихся

Февраль, март

7

Консультации по подготовке выборов

Апрель

8

Инструктаж по проведению акции милосердия

Май

9

Консультации по проведению праздника Последнего звонка, участие в нем органов ученического самоуправления.

Май


Приложение 6

ПЛАН РАБОТЫ  ПАРЛАМЕНТА

Месяц

Мероприятие, вид деятельности

сентябрь

  1. организационное заседание:

- Определение целей и задач работы парламента на учебный год;

- Выбор актива парламента (председателя, заместителей и ответственных по параллелям);

- разработка и утверждение плана работы парламента.

2. Изучение функциональных обязанностей парламента.

3. Разработка форм ведения рапортичек.

4. Заслушивание сообщения председателя оргкомитета по выборам президента школьной организации

5. Участие в проведении дней Здоровья.

октябрь

1. Подготовка классов к празднованию Дня учителя.

2. Семинар «Роль старост в организации школьных и классных праздников»

3. Организация  учета личных достижений класса

Ноябрь

  1. рейд по организации дежурства в классах.
  2. Участие в выпуске школьной газеты.
  3. Участие в церемонии возложения цветов и венков к мемориалу «Вечная Слава героям»
  4. организация конкурса плакатов по борьбе с правонарушениями.
  5. организация конкурса рисунков ко Дню Матери

Декабрь

  1. Отчеты министров о работе в 1 полугодии
  2. Планирование работы по оформлению школы к новому году.
  3. Подготовка к празднованию классных Новогодних огоньков
  4. Подведение предварительных итогов конкурса «Класс года»

Январь

  1. Обмен опытом работы президентов классов.
  2. Участие в конкурсе «Дневник – лицо ученика»

Февраль

Участие в проведении месячника  оборонно-массовой работы

Март

  1. отчет о работе министерств
  2. Участие в акции «Пропускам урокам - нет»
  3. Проведение праздника, посвященного дню 8 марта

Апрель

  1. Участие в операции «Кто, если не ты?»
  2. Подготовка к мероприятиям, посвященным 65 Победы
  3. Подведение итогов «Лучший класс года»

 

Май

  1. Подведение итогов работы парламента
  2. Награждение лучших старост.
  3. Участие в празднике «Виктория»

 

 

 

 

 

 

 

Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы оставлять комментарии

admin@92-school.ru